Частная школа и частный детский сад ВЕНДА  
НОУ СОШ "ВЕНДА"
отделение "Одинцово"
Частная школа и частный детский сад ВЕНДА

 


Информатика

Билет № 1
1. Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
2. Построение алгоритма (основные алгоритмические структуры) и его реализация в среде учебного исполнителя. Демонстрация полученного алгоритма в среде учебного исполнителя.

Билет № 2
1. Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы.Единицы измерения информации.
2. Создание и редактирование текстового документа (исправление ошибок, удаление или вставка текстовых фрагментов), в том числе использование элементов форматирования текста (установка параметров шрифта и абзаца, внедрение заданных объектов в текст).

Билет № 3
1. Дискретное представление информации: двоичные числа; двоичное кодирование текста в памяти компьютера. Информационный объем текста.
2. Создание и обработка графических изображений средствами графического редактора. Ввод изображения через сканер или с цифрового фотоаппарата. Простейшая обработка цифрового изображения.

Билет № 4
1. Дискретное представление информации: кодирование цветного изображения в компьютере (растровый подход). Представление и обработка звука и видеоизображения. Понятие мультимедиа.
2. Работа с файловой системой, с графическим интерфейсом (выполнение стандартных операций с файлами: создание, копирование, переименование, удаление). Организация индивидуального информационного пространства (настройка элементов рабочего стола, проверка на вирусы, использование архиватора).

Билет № 5
1. Процесс передачи информации, источник и приемник информации,канал передачи информации. Скорость передачи информации.
2. Создание мультимедийной презентации на основе шаблонов. Выбор типа разметки слайда, применение шаблона оформления, цветовых схем и эффектов анимации. Показ презентации с использованием автоматической смены слайдов.

Билет № 6
1. Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя (на примере учебного исполнителя). Свойства алгоритма. Способы
записи алгоритмов; блок-схемы.
2. Создание базы данных. Определение структуры базы данных: количество и типы полей, заполнение таблиц (или использование готовых).
Организация поиска информации в базах данных. Создание запросов разной сложности.

Билет № 7
1. Основные алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл; изображение на блок-схемах. Разбиение задачи на подзадачи. Вспомогательные алгоритмы.
2. Работа с электронной таблицей. Создание таблицы в соответствии
с условием задачи, использование функций. Построение диаграмм и графиков по табличным данным.

Билет № 8
1. Величины: константы, переменные, типы величин. Присваивание,ввод и вывод величин. Линейные алгоритмы работы с величинами.
2. Поиск информации в Интернете с применением языка запросов.

Билет № 9
1. Логические величины, операции, выражения. Логические выражения в качестве условий в ветвящихся и циклических алгоритмах.
2. Форматирование текстового документа. Установка параметров страницы, вставка номеров страниц, колонтитулов, гиперссылок, изменение параметров шрифта и абзаца.

Билет № 10
1. Представление о программировании: язык программирования (на примере одного из языков высокого уровня); примеры несложных программ с линейной, ветвящейся и циклической структурой.
2. Работа с архиваторами и антивирусными программами. Создание многотомного архива, использование антивирусных программ.

Билет № 11
1. Основные компоненты компьютера, их функциональное назначение и принципы работы. Программный принцип работы компьютера.
2. Построение алгоритма для обработки величин с реализацией на языке программирования (ветвление, цикл). Отладка программы и получение результатов.

Билет № 12
1. Программное обеспечение компьютера, состав и структура. Назначение операционной системы. Командное взаимодействие пользователя с компьютером. Графический пользовательский интерфейс.
2. Создание мультимедийной презентации на основе шаблонов. Выбор типа разметки слайда, применение шаблона оформления, цветовых схем и эффектов анимации. Демонстрация слайдов с использованием управляющих кнопок.

Билет № 13
1. Понятие файла и файловой системы организации данных (папка, иерархическая структура, имя файла, тип файла, параметры файла). Основные операции с файлами и папками, выполняемые пользователем. Понятие об архивировании и защите от вирусов.
2. Организация поиска информации в готовой базе данных с применением составного логического выражения.

Билет № 14
1. Информационные ресурсы общества. Основы информационной безопасности, этики и права.
2. Работа с электронной таблицей. Проведение вычислительного эксперимента в среде электронной таблицы. Решение задачи с использованием электронной таблицы для изменяющихся начальных данных.

Билет № 15
1. Технологии работы с текстовыми документами. Текстовые редакторы
и процессоры: назначение и возможности. Основные структурные элементы текстового документа. Шрифты, стили, форматы. Основные приемы редактирования документа. Встраиваемые объекты. Понятие гипертекста.
2. Построение алгоритма и реализация на изучаемом языке программирования или в среде учебного исполнителя. Демонстрация полученного алгоритма в среде учебного исполнителя или отладка программы и получение результатов.

Билет № 16
1. Технологии работы с графической информацией. Растровая и векторная графика. Аппаратные средства ввода и вывода графических изображений. Прикладные программы работы с графикой. Графический редактор. Основные инструменты и режимы работы.
2. Решение задачи по теме «Системы счисления» на изучаемом языке программирования или с использованием стандартной программы «Калькулятор».

Билет № 17
1. Табличные базы данных (БД): основные понятия (поле, запись, первичный ключ записи); типы данных. Системы управления базами данных и принципы работы с ними. Поиск, удаление и сортировка данных в БД. Условия поиска (логические выражения); порядок и ключи сортировки.
2. Построение алгоритма для обработки величин с реализацией на языке программирования (ветвление, цикл, линейный массив или вспомогательные алгоритмы). Отладка программы, получение результатов.

Билет № 18
1. Технология обработки информации в электронных таблицах (ЭТ). Структура электронной таблицы. Типы данных: числа, формулы, текст. Правила записи формул. Основные встроенные функции. Абсолютные и относительные ссылки. Графическое представление данных.
2. Построение алгоритма для управления учебным исполнителем (основные алгоритмические структуры). Демонстрация полученного алгоритма
в среде учебного исполнителя.

Билет № 19
1. Основные принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Интернет. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Назначение и возможности электронной почты. Поиск информации в Интернете.
2. Обработка цифрового изображения в графическом редакторе.
Например, устранение дефектов, ретуширование и тоновая коррекция фотографии.

Билет № 20
1. Понятие модели. Информационная модель. Виды информационных
моделей(на примерах). Реализация информационных моделей на компьютере. Пример применения электронной таблицы в качестве инструмента
математического моделирования.
2. Построение алгоритма для обработки величин с реализацией на языке программирования (линейный массив или вспомогательные алгоритмы).

Приложение
Практические задания по темам
I. Построение алгоритмов:
а) для управления учебным исполнителем (основные алгоритмические структуры);
б) для обработки величин с реализацией на языке программирования (ветвление, цикл, линейный массив или вспомогательные алгоритмы).

Задачи для решения в среде учебного исполнителя

Примеры заданий: для графического исполнителя алгоритмов (Кенгуренок, Чертежник, Черепашка ЛОГО и т.п.).
1. Нарисовать прямоугольную рамку вдоль края экрана (поля рисунка), используя вспомогательный алгоритм (процедуру).
2. Расчертить весь экран (поле рисунка) горизонтальными линиями на расстоянии одного шага друг от друга, используя вспомогательные алгоритмы (процедуры).
А*) Пример задания «теоретического» исполнителя алгоритмов, если в программном обеспечении компьютерного класса нет какого-либо учебного исполнителя.
Описание исполнителя. Имеется исполнитель Кузнечик, который «живет» на числовой оси, на которой проставлены деления, отмечающие позиции целых чисел (см. рисунок). Кузнечик может прыгать по делениям и закрашивать их.
Система команд Кузнечика:
вперед N – прыгает вдоль числовой оси вперед на N единиц;
назад N – прыгает вдоль числовой оси назад на N единиц.
Закрась – закрасить текущую точку на числовой прямой.
Повторить <число> Раз <.команды, которые необходимо повторить>
Кц – оператор повторения.
Проц – заголовок вспомогательного алгоритма; Кн Проц – конец описания тела вспомогательного алгоритма. Обращение к вспомогательному алгоритму происходит путем указания его имени в основной программе.
Задача. Кузнечик стоит на нулевом делении. Все деления не закрашены. Он должен закрасить деления, как показано на рисунке (закрашенные деления обозначены жирной линией), и закончить движение в точке 12.
Написать программу, по которой Кузнечик выполнит эту задачу, используя вспомогательный алгоритм:
Проц ШАГИ Вперед 3; Назад 2; Кн Проц;
Рекомендации для учителя.
1. Учитель сам может выбрать задачу, рассчитанную на учебного исполнителя, знакомого ученикам и имеющегося в программном обеспечении
компьютерного класса. Следует выполнить два основных условия:
а) это должен быть исполнитель, работающий «в обстановке»;
б) при программировании должны использоваться вспомогательные
алгоритмы (процедуры).
2. При оценке задания учитывать оптимальность алгоритма. Снижать
оценку, если, например, ученик написал длинный линейный алгоритм там,
где можно было использовать цикл.

 

Задачи для реализации на изучаемом языке программирования

1*. Равномерное движение тел. Из пункта А в пункт Б движется
велосипедист с постоянной скоростью V км/час. Через 0,5 часа после его старта из пункта А стартовал второй велосипедист,программу на языке программирования для определения: догонит ли второй велосипедист первого во время своего движения при данных значений расстояния между пунктами А и Б и скоростей V, U?
Проверить программу на тестах при разных вариантах значений исходных данных.
П о я с н е н и е: программа должна вводить значения расстояния между пунктами A, Б – S (км), скорость U (км/час), скорость V (км/час). В результате должно выводится одно из двух сообщений: «Догонит!» или «Не догонит!». Будем считать, что если оба велосипедиста приехали в пункт Б одновременно, то второй догнал первого.

2**. Сортировка чисел. Построить алгоритм (нарисовать блок-схему)
и составить программу на языке программирования, осуществляющую
сортировку значений трех переменных A, B, C по возрастанию. Проверить
программу на тестах при разных вариантах значений исходных данных.
П о я с н е н и е: при любых исходных значениях A, B, C в результате
сортировки их значения должны удовлетворять отношениям: AЈBЈC.

3**. Ветвление и цикл. А) Дано натуральное число N. Вычислить: S=1!+2!+3!+….+N!
Б) Перевести заданное натуральное число из десятичной системы
счисления в двоичную.
В) Перевести заданное число из двоичной системы счисления в десятичную.

4***. Массив и функции. Подсчитать количество простых чисел в
одномерном массиве, состоящем из целых чисел, полученных случайным образом.

5***. Сокращение дробей. Построить алгоритм (нарисовать блок-схему) и составить программу на языке программирования, осуществляющую сокращение простой дроби A/B. Проверить программу на тестах при разных вариантах значений исходных данных.
П о я с н е н и е: A и B – натуральные числа, числитель и знаменатель простой дроби (А

6****. Перевод двоичного числа. В массиве из 10 элементов хранятся цифры целого двоичного числа. Построить алгоритм (нарисовать блок-схему) и составить программу на языке программирования, переводящую данное двоичное число в десятичную систему счисления. Проверить программу на тестах при разных вариантах значений исходных данных.
П о я с н е н и е: пусть элементы массива заполнены следующими значениями:
При переводе получается:
10011001012 = 512+64+32+4+1 = 61310.

7*****. Перевод десятичного числа.

Дано целое десятичное число N в диапазоне от 0 до 1023. Перевести число в двоичную систему счисления и записать значащие цифры по порядку в массив из 10 элементов. Проверить программу на тестах при разных вариантах значений исходных данных.
П о я с н е н и е:
Вариант 1. N = 613. Массив результата:
Вариант 2. N = 5. Массив результата:
Вариант 3. N = 1023. Массив результата:
II. Работа с файловой системой, с графическим интерфейсом.
Организация индивидуального информационного пространства. Ра_
бота с архиваторами и антивирусными программами.
Задача 1*.
1. Создать в папке C:EXAMEN папку с именем NEW.
2. Скопировать в созданную папку NEW из папки C:WORK папку LORA и файлы gramota.doc и uspev.xls.
3. Зайти в папку C:EXAMEN и переименовать папку LORA в папку STAR.
4. Переместить папку STAR в папку C:WORK.
5. Удалить из папки C:EXAMEN папку NEW, а из папки C:WORK папку
STAR.
6. Очистить корзину.
7. Вывести содержимое папки C:WORKTESTDATA в полной форме
(таблица), отсортировав ее по размеру файлов (по убыванию).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 0 0 1 1 0 0 1 0 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 0 0 1 1 0 0 1 0 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0 0 0 0 0 0 0 1 0 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
8. Определить, какой файл в папке C:WORKTESTDATA имеет самый
большой размер.
9. Вывестисодержимое папки C:WORKTESTDATA в полной форме (таблица), отсортировав ее по времени создания файлов (по возрастанию).
10. Создать в папке C:EXAMEN папку с именем ARJ.
11. Проверить все файлы в папке DATA на наличие вирусов.
12. Заархивировать все файлы из папки DATA и поместить архив в
папку ARJ.
Рекомендации для учителя.
1) Корзина должна быть настроена таким образом, чтобы после удале&
ния файлы и папки попадали в нее (свойства Корзины).
2) Перед экзаменом необходимо создать в корневом каталоге пустую
папку EXAMEN (в которую можно поместить все необходимые для экзамена
материалы), а также папку WORK со следующей файловой структурой (со&
держимое файлов произвольное, но необходимо, чтобы файлы имели раз&
личные размеры и разные даты создания):
3) Все 12 пунктов задания ученик выполняет под наблюдением учителя.
Учитель отмечает правильность выполнения каждого пункта и оценивает
выполнение задания. Если более половины пунктов ученик выполнял с ошиб&
ками, то задание не засчитывается.

Задача 2**.
1. Зайти в папку MYFOLDER.
2. Заархивировать все файлы с расширением .doc в архив с именем
DOCUM (тип архива – RAR).
3. Просмотреть содержимое созданного архива.
4. Заархивировать все файлы с расширением .doc в архив с именем
DOCUM (тип архива – ZIP).
5. Сравнить размеры двух архивов и определить, какой из форматов
лучше сжимает файлы данного типа.
6. Добавить в архив DOCUM.ZIP все файлы с расширением .ppt.
7. Удалить из архива DOCUM.ZIP все файлы с расширением .doc.
8. Создать в папке MYFOLDER папки NEW1 и NEW2.
9. Заархивировать все файлы из папки MYFOLDER в многотомный
архив с именем MYARCHIV и поместить его в папку NEW1.
10. Извлечь файлы из архива MYARCHIV в папку NEW1.
11***. Заархивировать все файлы с расширением .jpg в самораспако&
вывающийся архив c именем PAPER, поместив его в папку NEW2.
WORK
LORA TEST gramota.doc uspev.xls
abc1.txt abc2.txt tema1.txt tema2.txt DATA
my.txt plata.txt pict1.jpg pict2.jpg pict3.jpg
12. Извлечь файлы из архива PAPER в папку NEW2.
13. Удалить папки NEW1 и NEW2, а также все созданные вами архивы
в папке MYFOLDER.
Рекомендации для учителя.
1) Перед началом занятия необходимо подготовить папку MYFOLDER, в которую скопировать 10–15 файлов с расширением .doc, 3–4 файла с расширением .ppt и 5–10 файлов с расширением .jpg. Общий размер файлов
должен быть таким, чтобы при создании многотомного архива он содержал
не менее двух частей.
2) Все 13 пунктов задания ученик выполняет под наблюдением учителя.
Учитель отмечает правильность выполнения каждого пункта и оценивает
выполнение задания. Если более половины пунктов ученик выполнял с ошибками, то задание не засчитывается.

III. Создание и редактирование текстовых документов, в том чис_
ле с включением объектов (таблиц, изображений).

Задание 1**. Подготовить афишу к спектаклю «Буратино», поставленному театральной студией «Юность».
При подготовке текстового документа использовать различные размеры, начертания и виды шрифтов. Список действующих лиц и исполнителей
подготовить при помощи таблицы. Использовать внедренные объекты: рисунок, символ, WordArt.

Задание 2***.
Разработать гипертекстовый документ «Видеотека», в котором содержится список видеофильмов (не менее трех) и ссылки на данные об актерах
и режиссерах фильмов. В свою очередь, актерские и режиссерские страницы содержат ссылки на аннотации к фильмам.

Рекомендации для учителя.
Выполнение данного типа заданий предполагает демонстрацию практических умений по форматированию текстового документа. Это может быть работа по образцу, тогда учителем заранее готовится образец заданной сложности и выдается учащемуся.
Это также может быть работа с готовым файлом по некоторому условию задания. Файл и задание к нему также готовятся учителем заранее. Задание может носить творческий характер, как предлагаемое выше задание 1, тогда предварительной подготовки файлов не требуется. Для создания гипертекстового документа учителю необходимо подготовить несколько текстовых и графических файлов для их использования учащимся при создании основного документа.

IV. Создание графических изображений средствами графического редактора. Ввод изображения через сканер или с цифрового фотоаппарата. Простейшая обработка цифрового изображения.

Задание 1*.
1. Запустить графический редактор PAINT.
2. Открыть файл dog.jpg.
3. Дорисовать будку для собаки и любые другие недостающие детали.
4. Раскрасить получившийся рисунок.

Задание 2**.
1. Запустить графический редактор (PAINT, PhotoShop, CorelDRAW).
2. Создать по образцу рисунок, используя максимально возможное количество инструментов рисования.

Задание 3***.
1. Отсканировать предложенное учителем изображение или фото.
2. Сохранить изображение или фото в нужном формате.
3. Запустить графический редактор PhotoShop (другую программу для
просмотра фотографий).
4. Загрузить предложенный учителем файл с фотографией.
5. Выполнить устранение дефектов, имеющихся на фотографии.
6. Выполнить ретуширование и тоновую коррекцию фото.
7. Выполнить кадрирование и сохранение изображения под другим именем.
Рекомендации для учителя.
Необходимо подготовить файлы для работы. Файл dog.jpg может содержать подобный рисунок:
Образец для задания, подобного второму, может быт выбран в зависимости от того, какой графический редактор изучался в основной школе.
Для задания на обработку изображений возможно три подхода. Учащийся получает изображение или фото для сканирования и производитсканирование самостоятельно. В случае отсутствия сканера учащийся использует готовый файл с изображением или фото. При наличии выхода в сеть Интернет учащийся по заданным условиям поиска находит и сохраняет изображение или фото и работает с ним.

V. Создание базы данных. Организация поиска информации в БД.

Задание 1*.
1. Создать структуру таблицы базы данных «Ученики», содержащую следующие поля: фамилия, имя, класс, адрес, дата рождения, вес.
2. Определить первичный ключ таблицы.
3. В режиме таблицы ввести в базу данных 10 записей об учениках
вашей школы (значения полей можно задавать произвольно).
4. Добавить в структуру таблицы после поля «дата рождения» поле
«рост».
5. Удалить из структуры поле «вес».
6. Заполнить в таблице поле «рост» (произвольно).
7. Вывести на экран поля «фамилия», «имя», «класс» для учеников, рост
которых выше 175 см (использовать запрос), отсортировав их в алфавитном
порядке фамилий.
8***. Удалить из таблицы сведения об учениках с именем «Владимир».

Задание 2**.
1. Открыть базу данных «SPORT».
2. Изменить размер поля «страна» на 20.
3. Сформировать запрос для вывода на экран фамилии и страны для спортсменов из США.
4**. Сформировать запрос для вывода на экран номера, фамилии, оценок за кольца и перекладину для спортсменов, получивших на кольцах балл не ниже 9.500.
5**. Сформировать запрос для удаления всех спортсменов, получивших за кольца оценку ниже9.000.
6***. Сформировать запрос, с помощью которого у всех спортсменов из России название страны будет изменено на название «Российская Федерация».
7***. Применить все созданные запросы и проверить правильность их работы.
Рекомендации для учителя.
Перед началом экзамена необходимо создать БД SPORT, включив в нее следующие записи:
Пункты внутри задания, помеченные звездочкой, говорят о повышении
сложности задания с данного пункта. Данные пункты по усмотрению учителя могут быть исключены из задания, если этот материал не изучался в основной школе.

Задание 3***.
1. Открыть базу данных «SPORT» (см. задание 2).
2. Сформировать запрос для вывода на экран номера, фамилии, оценок
за кольца и перекладину для спортсменов, получивших на кольцах балл не
ниже 9.000, а на перекладине – не ниже 9.200.
3. Сформировать запрос для вывода на экран фамилии и названия
страны для спортсменов из США и России.
4. Сформировать запрос для вывода на экран фамилии и названия
страны для всех спортсменов, кроме спортсменов из России и Украины.
5. Сформировать запрос для вывода на экран фамилии, названия страны
и суммы баллов для всех спортсменов, набравших в сумме более 28 баллов.

VI. Работа с электронной таблицей. Построение диаграмм и гра_
фиков по табличным данным. Проведение вычислительного экспери_
мента в среде электронной таблицы.

Задание 1*. В банк внесен вклад размером N под Р % годовых. Определить ежегодный прирост вклада и величину вклада через К лет.

Задание 2**. Для проведения эксперимента выбраны 10 районов Московской области.
Известны засеваемые площади и средняя урожайность по району.
Определить количество урожая, собранного в каждом районе и в целом по экспериментальным районам области, а также среднюю урожайность по всем районам. Выделить районы с самой низкой и самой высокой урожайностью.

Задание 3***.
Построить графики зависимости средней дневной температуры за
последнюю неделю марта в различных городах европейской части России
от географических широт этих городов.
Рекомендации для учителя.
Предлагаемые задачи могут быть решены учащимся любым из двух способов по его выбору: либо в электронных таблицах, либо на языке программирования. Для проведения вычислительного эксперимента учащимся требуется изменить начальные данные и сделать выводы о влиянии произведенных изменений на конечный результат.

VII. Создание мультимедийной презентации на основе шаблонов.

Задание 1*. Подготовить на основе готового шаблона презентацию по теме «Устройства компьютера», состоящую не менее чем из 5 слайдов.
Применить к объектам эффекты анимации. Настроить автоматическую демонстрацию слайдов.

Задание 2***.
Разработать презентацию «Видеотека», содержащую гиперссылки, в которой содержится список видеофильмов (не менее трех) и ссылки на данные об актерах и режиссерах фильмов. В свою очередь, актерские и режиссерские страницы содержатссылки на аннотации к фильмам.
Рекомендации для учителя.
Учителю необходимо подготовить нужное количество графических файлов для использования при подготовке презентации учащимся.

VIII. Поиск информации в Интернете с применением языка запросов.

Задание 1*. Продемонстрировать поисковые возможности на примере школьного сайта. Поиск заданной страницы по критерию.
Например: кто стал победителем школьной олимпиады по информатике в прошлом году?
Рекомендации для учителя.
Ответом можно считать комплект из собственно ответа и страницы (адреса), на которой он есть.

Задание 2**.
Найти ответы на вопросы, используя поисковый сервер Rambler (http://www.rambler.ru) или Yandex (http://www.yandex.ru). Указать адрес источника информации.
1) Где и когда проводилась последняя Всероссийская олимпиада по информатике? Кто стал победителем олимпиады?
2) Где и когда проводилась последняя международная олимпиада по информатике? Каков состав российской команды и ее результат?

ВЕНДА - ОДИНЦОВО
Яндекс цитирования © 2010 Венда-Одинцово. All Rights Reserved